Три главные роли Марии Шарниной

Опубликован Angela от 26.02.2025 в Публикаций |

  С детства люблю театр и отношусь к профессии актера с величайшим уважением и почитанием. А первой моей любовью в мире искусств стала актриса Мария Яковлевна Шарнина (Ямщикова).
…1963 год. Областной драматический театр поставил пьесу А. Островского «Гроза». В роли Катерины — молодая артистка Мария Ямщикова. Я, ученица 8-го класса, смотрела спектакль на одном дыхании, была очарована игрой этой актрисы, а когда занавес закрылся последний раз, побежала за кулисы — поблагодарить ее. Так состоялось мое первое знакомство с «живой» актрисой. Позже мне довелось увидеть в роли Катерины Евгению Козыреву на сцене нашего театра, других знаменитостей — на столичных сценах, но память навсегда запечатлела образ, созданный Марией Ямщиковой.
А сама Мария Яковлевна вспоминает, что ввели ее в спектакль «Гроза» очень быстро: за три дня пришлось выучить роль, сшить костюм и выехать с премьерой в целинные совхозы. Это была первая большая драматическая роль в биографии молодой актрисы, до этого игравшей мальчишек и девчонок в спектаклях театра имени Ленинского Комсомола г. Анжеро-Судженска. Мария пришла туда в 1946 году в числе восьми лучших выпускников школы-студии при Кемеровском драматическом театре. Через два года встретила свою первую и единственную любовь — Геннадия Шарнина, с которым в 50-е приехала на целину, в Петропавловск. Роль Катерины в «Грозе», которая принесла ей успех, признание зрителя и огромное творческое удовлетворение, стала для нее одной из любимых.
За 45 лет сценической деятельности она сыграла десятки замечательных ролей, но есть среди них та, которую актриса вспоминает с особым трепетом и волнением. Это роль Айжан в исторической драме Сабита Муканова «Чокан Валиханов», впервые поставленной на русской сцене в Петропавловске в 1957 году. Роль Чокана в том спектакле получил Геннадий Шарнин, а Мария -роль его возлюбленной. Мария Яковлевна вспоминает, что Сабит Муканов сразу принял Шарнина-Чокана, а когда увидел ее, засомневался: «Она такая худенькая — справится ли?». Справилась! Стройная, как тополек, нежная и ласковая, она создала неповторимый образ казахской девушки. Играть рядом с любимым мужем было ей легко и приятно — это был их звездный дуэт. Сабиту Муканову очень понравились спектакль и игра актеров, и между автором и Шарниными завязалась творческая дружба, многолетняя переписка. Писатель мечтал поставить пьесу «Сакен Сейфуллин», в которой хотел дать роли своим друзьям-актерам. Он писал Шарниным в Благовещенск, где они в то время работали:
«Дорогие друзья, Геннадий и Мария! Ваше поздравление с моим 70-летием получил. Большое братское спасибо. Куда же вы забрались, друзья мои? Надеюсь, что «гастроль» эта ваша скоро кончится, и вы вернетесь в родной Казахстан и будете исполнять новые роли. По-братски вас обнимаю обоих и крепко целую. Ваш Сабит».
Писатель делился с ними своими планами, давал дружеские советы. Именно он сыграл решающую роль в возвращении Шарниных в Петропавловск. Мария Яковлевна и Геннадий Михайлович очень дорожили дружбой с Сабитом Мукановым. Когда в 1980 году в областной библиотеке им. С.Муканова создавалась музейная комната, они передали для нее копии писем, фотографии, афиши — все, что было связано с писателем. Тогда началась и моя близкая дружба с Шарниными. Нас тоже сблизил Сабит Муканов, которого я хорошо знала, как близкого, старшего друга моего отца. Мария Яковлевна и Геннадий Михайлович были моими первыми помощниками в организации и проведении Мукановских чтений. Сейчас библиотека готовится к 100-летнему юбилею писателя. Когда я сказала об этом Марии Яковлевне, она встрепенулась и попросила: «Валентина Борисовна, помогите мне найти текст пьесы «Чокан Валиханов», я хочу вспомнить свою роль».
Есть у актрисы еще одна дорогая роль — роль верной супруги. С Геннадием Михайловичем они прошли по жизни почти 50 лет, деля радости и невзгоды. С героями любимых пьес они вместе проехали от Урала до Дальнего Востока, весь Казахстан. Геннадий Михайлович вырос до народного артиста Казахстана. Помогли ему в том творческая поддержка и забота супруги. Вспоминается мне 1987 год, 60-летний юбилей Геннадия Шарнина. Мария Яковлевна нарядная, в белом ажурном пончо, смотрит бенефис мужа из зала. В перерыве я подхожу к ней и спрашиваю: «Почему вы не на сцене? Ваше место рядом с мужем». Она отвечает с достоинством: «Я всегда рядом с ним. Я свое отыграла (в это время она уже оставила сцену), а Михалыч может и должен создавать новые образы. Я хочу любоваться им из зала».
Геннадий Михайлович мечтал сыграть золотую свадьбу, как неповторимый спектакль, а потом 70-летие Маши, но уже второй год Мария Яковлевна без мужа. Недавно отметила свой юбилей с дочерью и внуками, скромно и незаметно. Было поздравление из театра, звонили близкие друзья и поклонники ее мужа, мысленно поговорила с Геннадием. Ее комната похожа на маленький, любовно оформленный театральный музей: фотографии сцен из спектаклей, афиши прошлых лет. Все это согревает душу теплыми, волнующими воспоминаниями.

Валентина ПЕТРОВА
НА СНИМКЕ: М. Шарнина в роли Айжан.


Петрова В. Три главные роли Марии Шарниной // Северный Казахстан.-1999.-24 декабря.-8 с.

Copyright © 2000-2025 Сабит Муканов
«Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека имени Сабита Муканова».