Талантливый сын казахского народа

Опубликован Angela от 25.02.2025 в Публикаций |

Казахская советская литература, составляющая органическую часть многонациональной литературы Советского Союза, росла, крепла и развивалась под постоянным руководством партии Ленина — Сталина, которая выковывала и воспитывала кадры талантливых писателей, верных сынов народа, патриотов Родины.
К числу таких писателей в первую очередь должен быть отнесен. Сабит Муканов — писатель-коммунист, одаренный художник слова, один из зачинателей и основоположников литературы Советского Казахстана, пятидесятилетие со дня рождения которого отмечает в мае нынешнего года общественность республики. Вступив в 1920 году в партию большевиков, чувствуя постоянное руководство и помощь партии, Сабит Муканов своими произведениями помотал партии утверждать и развивать метод социалистического реализма в казахской литературе, воспитывать и организовывать новые кадры советских казахских писателей.
В прошлом неграмотный батрак, изведавший всю тяжесть жизни человека из народа, которого безжалостно эксплоатировали баи, Сабит Муканов только при советской власти получил высшее образование, приобщился к высотам науки и культуры, стал выдающимся деятелем советской казахской литературы. Лучшие произведения Муканова являются свидетельством роста искусства и культуры казахского народа за годы советской власти, показывают победоносное шествие социализма, в результате которого отсталый в прошлом Казахстан превратился в цветущую социалистическую республику.
Свой незаурядный талант писателя Сабит Муканов отдает борьбе ля идеи партии Ленина — Сталина, за интересы трудового народа, за счастье и процветание нашей Советской Родины. Острая классовая ненависть к врагам народа, непримиримая борьба против алашордынцев, большевистская страстность в пропаганде великого дела Ленина — Сталина, — вот что характеризует жизнь и деятельность верного сына казахского народа, воспитанного нашей большевистской партией.
Значение деятельности Сабита Муканова как писателя-коммуниста удачно определил Мухтар Ауэзов, говоривший о своем собрате по перу: «Сабит Муканов всегда шел в ногу с временем. Писатель, пропагандируя идеи партии Ленина — Сталина, создал поэтическую летопись прекращения некогда отсталого Казахстана в передовую индустриально-аграрную республику. Герои поэтических и прозаических произведений Сабита воплощают лучшие качества казахского народа-патриотизм, свободолюбие, веру в светлое будущее и его нерушимое содружество с великим русским народом» («Казахстанская правда», 30 января 1946 г.).
Откликаясь на все важнейшие события эпохи, Сабит Муканов cодержанием своего творчества всегда тесно связан с актуальнейшими вопросами и проблемами современности. Этим объясняется идейно-тематическая ширина и разносторонняя многогранность творчества Муканова, выступавшего и выступающего в качестве поэта и прозаика, драматурга и публициста, литературного критика и исследователя литературы.
За тридцать лет творческой деятельности Муканов написал множество стихотворений и поэм, десять романов и повестей, большое количество очерков и рассказов, массу критических статей, несколько пьес и отдельные крупные литературоведческие исследования. В творчестве и деятельности Сабита Муканова были отдельные ошибки и недостатки. Выполняя указания партии и прислушиваясь к голосу масс, по-большевистски воспринимая критику, писатель всегда стремился преодолеть недочеты в своей работе и совершенствовать свое мастерство. Имеющиеся недостатки нисколько не умаляют того факта, что Сабит Муканов своим творчеством и своей деятельностью внес много ценного и полезного в казахскую советскую литературу.
Уже первые выступления писателя в 20-е годы были проникнуты пафосом ожесточенной классовой ненависти к врагам народа, пафосом борьбы народа за победу советской власти. Творчество Сабита Муканова рисовало пробуждение народа к новой жизни и показывало рост его политического сознания. Такие стихи Муканова, как «Свобода», «Товарищу Ленину», «Октябрь» и другие несли новые идеи в массы, воспитывая любовь к партии, к Советскому государству. Этими и последующими стихами Сабит Муканов ввел в казахскую поэзию жанр публицистической, агитационной лирики. Совершенствуя этот жанр, осваивая опыт лучшего и талантливейшего советского поэта — Владимира Маяковского, Муканов создал такие замечательные образцы политической лирики, как «Горные орлы», «Казахстан», «Колхозный путь», «Привет Маю» и воспел образы вождей партии — Ленина и Сталина,
Политические стихи Сабита Муканова проникнуты глубоким и искренним чувством поэта-трибуна, непримиримого борца за идеи коммунизма. Эта лирика несет в своем содержании то передовое общественное сознание, которое формировалось у поэта в результате его кипучей общественной деятельности. С 1920 по 1922 год Сабит Муканов по заданию- партии работает в деревне уполномоченным по продразверстке, организует там первые кооперативы, в качестве бойца особой коммунистической части участвует в подавлении кулацкого мятежа, является председателем волостного ревкома Кокчетавской волости, находится некоторое время на оперативной работе в Акмолинской ГубЧЕКА, выполняет обязанности инструктора Акмолинского губкома партии.
Общественно-партийная работа, помогавшая накоплению организаторского и пропагандистского опыта, продолжалась и в последующие годы. Придя в литературу и завоевывая симпатии широких масс читателей, Муканов вел в писательских организациях и издательствах борьбу с буржуазными националистами, которые с барским пренебрежением относились к писателям из народа. Вместе со своими друзьями Сабит Муканов организовал выступления перед массовой аудиторией, читая произведения, в которых утверждалось новое советское содержание. В 1924 году Муканов едет в Москву и встречается с товарищем Сталиным, рассказывает ему о состоянии казахской литературы, о том, что националисты, пробравшиеся в издательство, не хотят печатать произведения поэта. Вскоре отдел печати ЦК ВКП(б) предложил опубликовать его стихи. Сабит Муканов подбирает стихи нового поколения советских писателей, составляет сборники, организует журнал, помогает советами Таиру Жарокову, Гали Орманову, Аскару Токмагамбетову и другим начинающим поэтам. Организация Мукановым новых сил советской казахской литературы продолжается и сейчас, когда он возглавляет Союз советских писателей Казахстана.
Обогащение идейно-художественного кругозора писателя во второй половине 20-х и в начале 30-х годов привело к расширению тематики творчества и дальнейшему совершенствованию мастерства. Писатель не только учил литературный молодняк, но и учился сам. Целый ряд поэм этого периода раскрывает картины сложной общественной жизни, классовой борьбы и становления социалистического сознания человека из народа. В этих поэмах Муканов закладывает основы для разработки образа положительного героя, человека из народа в казахской советской литературе. И хотя в ряде ранних поэм писателя заметны риторичность, схематизм и надуманная композиция, все же они явились школой овладения мастерством большого поэтического жанра для Муканова. Особенно следует отметить большое значение и огромный успех такого произведения, как «Сулушаш» (1928 г.). Использовав народную легенду, писатель творчески перерабатывает ее в новый для казахской литературы жанр стихотворного романа, изображая в нем тяжелую жизнь трудового народа в прошлом и раскрывая историческое величие советской действительности. Глубоко художественные, реалистически раскрытые образы красавицы Сулушаш, бедняка-труженика Кайсара и свободолюбивого батрака Алтая свидетельствовали о значительном росте мастерства писателя, создавшего одно из лучших произведений советской казахской литературы того времени.
Расширение творческого диапазона Муканова, весьма показательное для всего развития казахской литературы, видно особенно отчетливо, когда обращаешься к созданной им художественной прозе. До Октябрьской революции в казахской литературе не было полноценной прозы, прозаические художественные жанры-достояние советского периода литературы. Сабит Муканов является зачинателем казахской художественной прозы. Он положил начало развития жанров социально-бытового и социально-исторического романа, повести, создал ряд рассказов и очерков. Изучая наследие русских классиков литературы XIX века, учась у родоначальника социалистического реализма — Максима Горького, Сабит Муканов создал такие яркие произведения, как повесть «Мои мектебы» и роман «Загадочное знамя» («Ботагоз»).
Творчество Горького хорошо было знакомо Муканову еще до встречи с великим пролетарским писателем. Но влияние Горького особенно усилилось в 30-е годы. С 1930 по 1935 год Муканов учился в Институте Красной Профессуры в Москве и познакомился в это время с Алексеем Максимовичем, который заботливо отнесся к казахскому писателю, давая ему ряд советов и ценных указаний. В этот период Сабит Муканов начал работать над повестью «Мои мектебы», где четко представлена горьковская традиция. Рассказывая о своем детстве, писатель, перекликаясь с горьковской автобиографической трилогией, показывает мерзости прошлого и талантливую душу трудового народа.
Одним из выдающихся произведений молодой казахской прозы является роман С. Муканова «Загадочное знамя» («Ботагоз»), Это — историческое повествование о событиях в Казахстане 1912-1918 гг. В центре романа-картины важнейших исторических событий из жизни казахского народа: национально-освободительное движение 1916 года. Великая Октябрьская социалистическая революция, борьба народа под руководством партии большевиков за установление советской власти. Роман повествует о жизни и борьбе народа против эксплоататоров, о судьбах казахской интеллигенции. Резкое обличение алашордынцев и изображение формирующейся новой демократической интеллигенции, изображение образа революционного вождя народа — Амантая, -все это является показателем высокого идейно-художественного роста Сабита Муканова.
Одно из характерных качеств Муканова, как советского писателя, оперативность в разработке современной тематики. В творчестве Муканова 30-х годов отражена борьба партии за социалистическое переустройство Казахстана. Темы коллективизации, индустриализации, ленинско-сталинской дружбы народов, советского патриотизма широко представлены в поэзии этого периода, о чем свидетельствуют сборники стихов «Песни стройки», «В предгорьях Ала-Тау», поэмы «Уголь — коммунизм», «День колхозного аула». В годы Великой Отечественной войны Сабит Муканов развернул широкую литературно-художественную и публицистическую деятельность, а в послевоенный период разрабатывает тему героического труда советских людей.
Последние произведения Муканова являются ответом писателя на исторические постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам и на решение ЦК КП(б) Казахстана «О грубых идеологических ошибках в работе Института языка и литературы Академии наук Казахской ССР».
Являясь председателем Правления Союза советских писателей Казахстана, Сабит Муканов ведет большую работу по реализации решений партии о литературе и искусстве, выступает с рядом докладов и литературно-критических статей, популяризирует лучшие произведения советской казахской литературы в республиканской и центральной печати. Декада казахской литературы в Москве, происходившая в мае 1949 года, свидетельствовала о росте казахских писателей, которые получили заслуженное признание со стороны всей советской общественности. Высоко были оценены и романы Муканова «Ботагоз» и «Сыр-Дарья», Роман «Сыр-Дарья», хотя и содержит ряд недостатков, является одним из первых в послевоенной казахской литературе произведений на современную тему. В нем Сабит Муканов показал героический труд советских людей в годы Великой Отечественной войны, поставил как одну из важнейших проблем борьбу нового со старым, являющуюся основным законом развития советского общества.
Сабит Муканов — талантливый художник слова и видный общественный деятель. В 1946 году он избран депутатом Верховного Совета Казахской ССР, а в марте 1949 года — членом ЦК КП(б) Казахстана. Народ и партия видят в Сабите Муканове своего верного сына, талантливого писателя-коммуниста, который многое сделал за 30 лет своей литературно-общественной деятельности. И они ждут от него в дальнейшем упорной работы над новыми художественными полотнами, совершенствования своего мастерства, которое должно обогатить советскую казахскую литературу высокоидейными и художественно совершенными произведениями.


// Талантливый сын казахского народа / Большевика Казахстана.-1950.-май №5.-7-10 с.

Copyright © 2000-2025 Сабит Муканов
«Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека имени Сабита Муканова».