Покорить и увлечь – только правдой

Опубликован Angela от 26.02.2025 в Публикаций |

Любовь к театру бесповоротно определила его дальнейшую судьбу много лет назад. Он был включен в первый набор режиссеров из национальных кадров, успешно закончил театрально-художественный институт в Алма-Ате. Затем годы учебы в Ленинградском государственном институте кинематографии стажировка в МХАТе и самостоятельная работа. Четверть века отдана театру.

Сегодня заслуженный деятель искусств Казахской ССР Есмухан Обаев возглавляет творческий коллектив Семипалатинского музыкально-драматического театра имени Абая. Это — один из старейшиx театров республики в ней начал свою, литературную деятельность писатель Mуxтар Ауэзов. Здесь находили своих первых, зрителей герои пьес признанных и молодых драматургов. Словом, театр постоянно сочетает в повседневной работе классическое наследие и современность. Кроме того, на его сцене органически синтезируются хореография, вокальное, мастерство, искусство драматического перевоплощения.

Недавно наш гость, главный режиссер Семипалатинского музыкально-драматического, театра Е. Обаев осуществил постановку спектакля «Чокан Валиханов» по пьесе Сабита Муканова. Премьера состоялась в областном, театре имени Погодина.

— Коль, скоро речь зашла о традициях и новаторстве, об их непростом сочетании в искусстве, хотелось бы услышать Ваше мнение по этому поводу.

— На первый взгляд, все кажется предельно ясным: пьесу посвященную сегодняшнему дню, нельзя назвать современной, если она не проникает в суть психологических и социальных процессов действительности. С другой стороны истинно современная пьеса, дающая пищу уму и сердцу зрителя, не всегда прямо отражает события сиюминутной жизни. А все беды на мой взгляд, происходят из-за того, что подчас скороспелая поделка легко проникает на сцену только потому, что ее герои говорят о строительстве плотин и трасс, рассуждают о космосе.

Между тем, самые высокие слова не могут, скрыть бедность мысли шаблонность характеров и ситуаций: К счастью, сегодня решительно изживается тенденция: прятаться за внешние приметы, трескучие фразы, нравоучительные сентенции. И, конечно, не надо утешать себя мнимой правильностью происходящего на сцене, выдавать неудачи за победы. Речь идет об уровне мысли, остроте художественного зрения, и я считаю, что понятие «современность» прежде всего связано с открытием и воплощением нового в современной драматургии характера, и связанного с ним непростого круга новых проблем.

— Тридцать лет назад на сцене областного театра впервые был поставлен спектакль «Чокан Валиханов» по пьесе С. Муканова. Сегодня мы увидели новый вариант произведения. И не только сценического, похоже, претерпела изменения и сама драматургическая основа.

— Мы нередко встречаемся с недовольным брюзжанием когда речь заходит с новаторстве в искусстве. Зачем искать новые формы, затруднять восприятие зрителя? Ведь классики писали не так уж плохо, чтобы их подновлять. То есть, новаторство чуть ли не прихоть, блажь в представлении скептиков. Позволю себе не согласиться с подобными взглядами.

В самом деле, искусство развивается вместе с обществом, его породившим. Оно ищет способы отражения жизни этого общества, способы воплощения рожденных им конфликтов. И если изменяется, если движется жизнь общества, как же не изменяться его зеркалу — искусству? Мало того, у художника возникает непреодолимая потребность по-новому показать и прежние явления, показать их глубже, чем показывали раньше, под новым углом зрения, раскрыть в них то, чего еще никто не заметил. И, новаторство — не прихоть отдельных художников, а объективная закономерность развития искусства.

С этих позиций мне пришлось подойти и к пьесе Сабита Муканова, в центре которой образ Чокана. Чокан, прежде всего, сын двух народов, казахского и русского. Личность, одаренная гениальными способностями, всей своей многогранной деятельностью стоящая над узконациональными интересами и предрассудками. Валиханов исповедует гуманистические идеалы и важнейшую, принципиальную мысль: только в духовном общении и единении двух народов возможны счастье, справедливость, прогресс. Более того, Чокан трагически ощущал не только тяготы жизни своих соотечественников — казахов, но, как первопричину этого, — унизительную зависимость от крепостного права русского народа. Этой печатью высокого трагизма отмечен весь его короткий жизненный путь. А пьеса, как известно, была написана еще в тридцатые годы, и естественно, что некоторые детали, даже коллизии, нынче воспринимаются как случайные, порой носят наивный характер.

В спектакле были заняты многие артисты областного театра и, должен сказать, что творческий накал, с которым они выступали, принес желанные результаты. Благодарен артистам В. Шалаеву, И. Арчибасову, Г. Кристелю за радостные дни нашей совместной работы. Кстати, судя по оценкам Т. И. Кучиной и Г. М. Шарнина, участвовавших еще в той, первой, постановке «Чокана Валиханова», они остались довольны новым сценическим воплощением.

По решению ЮНЕСКО 150-летие со дня рождения Чокана Валиханова широко отмечается прогрессивной общественностью во всем мире. И я счастлив, что постановкой пьесы С. Муканова внес свой скромный вклад в это благородное и благодарное чествование.

Хочу подчеркнуть, что с драматургией Сабита Муканова тесно связана творческая биография нашего театра. Я много раз встречался с самим автором, и он всегда с пониманием относился к нашему прочтению его пьес, давал дельные советы, которые оборачивались для коллектива подлинными удачами. На сцене были поставлены такие его произведения, как «Светлая память», «Ботагоз», «Дочь Кашгарии».

— Чем занят театр сегодня?

— В репертуаре пьесы русских, узбекских, казахских драматургов, молодых, начинающих авторов. Одна из них — «Циклон» С. Досанова. Если коротко, в ней речь идет о становлении судьбы молодого руководителя, о борьбе против фразы, формального провозглашения социалистических идей. Ведь сколько раз иные произведения критиковались с позиций «так в жизни не бывает», и при этом в качестве критерия использовалась придуманная жизнь, составленная по канонам долженствования. Но сама действительность многому научила вашего зрителя. Сейчас его можно убедить и увлечь в театр только правдой. И эта истина должна стать правилом без исключений.


Тимохин Б. Покорить и увлечь – только правдой // Ленинское знамя. -1986.-1 мая.

Copyright © 2000-2025 Сабит Муканов
«Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека имени Сабита Муканова».