Певец новой жизни. К 80-летию со дня рождения Сабита Муканова

Опубликован Angela от 07.03.2025 в Публикаций |

Знаменательно, что юбилей выдающегося казахского писателя Сабита Муканова отмечается накануне 60-летия Казахской ССР и Компартии Казахстана. И это закономерно, ибо его творческая деятельность совпала по времени с рождением, становлением, развитием и расцветом республики, в чем он принимал активное участие.  И в ленинскую партию он вступил в год образования республики.

Значение каждого подлинного таланта с течением времени всегда углубляется и проясняется. Славное имя одного из зачинателей казахской советской литературы,- кровно связанного с историей ее развития, оставившего бесценные художественные произведения во всех жанрах литературы, видающегося прозаика, поэта и драматурга Сабита Муканова сияет на небосводе советской литературы особым светом и очарованием. Его могучее дарование стоит в одном ряду с замечательными талантами С. Сейфуллина, М. Ауэзова, Б. Майлина, И. Джансугурова.

О Сабите Муканове написано много исследований, литературно — критических работ. Здесь хотелось бы отметить главное в его деятельности — вклад в казахскую советскую литературу, то новое, что он внес в нее, по достоинству оценить богатое творческое наследие художника. Сабит Муканов был активным участником зарождения, становления и развития, казахской советской литературы, с большой энергией боролся за претворение в жизнь принципа партийности литературы, не щадя сил боролся за осуществление социалистических идеалов. Он разоблачал ошибочные, взгляды националистов и всех правых элементов, утверждавших, что у казахов нет пролетариата и потому у них не может быть своей пролетарской, культуры, был в числе, тех кто, доказал рождение новой литературы своими яркими произведениями. Никакие трудности и препятствия не могли свернуть его с пути утверждения идейно — художественной платформы советской литературы, заставить отступить от принципов социалистического реализма.

Для Муканова-поэта характерны эпический размах, отражение жизни в широких сюжетных поэтических формах и полотнах, глубокая лирика. В период разрушения старого и утверждения нового казахские поэты стремились выразить свои чувства и мысли в социальном ключе. Это тоже стало характерной особенностью зарождавшейся молодой литературы. Поэтому политическая лирика в Казахстане в отличие от других жанров поэзии оказалась наиболее плодотворной. Именно в ней впервые полно и глубоко воплотились основные принципы нового художественного метода. Великие подвиги и свершения народа окрыляли творчество поэтов. Содержание их стихотворений освещалось светом романтики. Все это присуще и политической лирике С. Муканова, ставшей тем новым в казахской поэзии, что он принес в нее вместе с другими мастерами слова. Горячим стремлением поэтов старшего поколения, особенно Сакена Сейфуллина и Сабита Муканова, было найти в процессе развития казахской поэзии новому содержанию произведений новую форму. Здесь нужно особо выделить роль поэтических традиций В. Маяковского, потому что все те реалистические, звуковые и мелодические новшества, которые проникали в казахский стих, связаны в первую очередь с поисками и учебой С. Сейфуллина и С. Муканова у замечательного русского советского поэта.

Во всей казахской литературе особняком стоит этапная поэма С. Муканова «Сулушаш». Созданная более полувека назад, она и сейчас покоряет читателей, доставляя им эстетическое наслаждение. «Сулушаш» решала в казахской советской поэзии проблему создания полнокровного художественного образа, свидетельствовала об окончательном становлении ее на профессиональный путь. Это монументальное произведение, написанное с высоким пафосом, является образцом казахской поэмы и занимает почетное место в истории литературы республики.

Вслед за «Сулушаш» вышел в свет роман «Заблудившиеся». Создание такого романа, подготовленного предыдущим творчеством С. Муканова, не было неожиданным. Гигантские преобразования в республике и стране не вмещались уже в границы только поэтических жанров, требовали эпических полотен в прозе. Этот новый творческий шаг С. Муканова, чутко улавливавшего новые художественные требования, был вполне закономерен. Роман «Заблудившиеся», изображенные в нем события отражали саму действительность. Автор сам был свидетелем любви Батес (Батимы) и Буркита (Султанбека), приведшей к трагедии, выступал на судебном процессе в качестве общественного обвинителя. Читателей привлекали мастерское построение сюжета, умение вплетать в него реальные ситуации, раскрытие внутреннего мира героев и динамики каждого явления, обобщение социально — общественной правды жизни.

Роман «Заблудившиеся» вызвал новые тенденции в казахской литературе, рост ее творческих возможностей. В 1959 году С. Муканов вновь возвращается к нему, дополняет его и выпускает под названием «Светлая любовь». После этого он целиком перешел к прозе, хотя и впоследствии поэтические произведения выходили из-под его пера, в том числе и такие, которые составили большой вклад в казахскую поэзию.

Романом «Ботагоз» С. Муканов многое сделал для решения таких новых в казахской литературе проблем, как создание типических образов в типических ситуациях, психологически верное изображение поступков и действий героев, динамичное развитие сюжета, наполнение его яркими событиями, сохранение емкой и сжатой композиции, умелое использование лексических богатств родного языка. По мнению писателя, Героя Социалистического Труда, академика АН республики Габита Мусрепова, «Ботагоз» является первым полноценным романом профессиональной казахской прозы.

Весомым вкладом в казахскую литературу стал и роман «Сыр-Дарья», посвященный событиям современной жизни. О нем положительно отзывались М. Шолохов, А. Фадеев и другие выдающиеся советские художники слова. Этим произведением С. Муканов еще раз доказал важную особенность своего таланта — своевременно откликаться на требования дня. «Сыр-Дарья» широко раскрыла внутренний мир людей различной судьбы, показала глубокие корни великой дружбы и патриотизма советских людей.

Когда мы говорим о становлении в казахской литературе традиций М. Горького, то особо отмечаем трилогию С. Муканова «Школа жизни». Это — произведение панорамное, поучительное, познавательное для трудящихся стран, борющихся за свою независимость и строительство новой жизни, о чем писала газета «Правда».

Есть немалая заслуга С. Муканова в том, что современная казахская проза — уже окончательно оформившееся явление с ярко выраженной ведущей тенденцией, со сложившимися традициями. Ее представляют эпопея М. Ауэзова «Путь Абая», романы Г. Мусрепова «Пробужденный край» и Г. Мустафина «После бури», И. Есенберлина «Кочевники», А. Нурпеисова «Кровь и пот», красной нитью через которые проходит тема дружбы русского и казахского народов. Широко задуманная, но незаконченная эпопея С. Муканова «Промелькнувший метеор» дает многим художникам слова импульсы для дальнейшей работы над раскрытием корней этой великой дружбы, возникшей в давние времена.

Сабит Муканов никогда не отстранялся ни от одного литературного дела. Доказательством этого служат не только многочисленные художественные произведения писателя, но и свыше двухсот статей, капитальные исследования и монографии: «Литература XX века», «Очерки истории казахской литературы XVIII-XIX веков», «Пути роста», «Светлые звезды», «Народное наследие» и другие, сыгравшие значительную роль в формировании казахского литературоведения и критики.

С. Муканов, продолжая горьковскую традицию, отечески заботился о росте молодых дарований. Будучи одним из руководителей Союза писателей республики, он привлек в казахскую советскую литературу многих талантливых художников, оказывая им помощь. Из нынешнего поколения казахских писателей трудно найти такого, который бы но получал в свое время совета или поддержки от С. Муканова.

Гордость казахской и всей советской литературы — Сабит Муканов, его сливные и жизнеутверждающие произведения всегда будут жить в памяти народа.

Т. КАКИШЕВ,

заслуженный деятель науки Казахской ССР,

доктор филологических наук, профессор.

(КазТЛГ).


Какишев Т. Певец новой жизни. К 80-летию со дня рождения Сабита Муканова // Ленинское знамя. -1980.- 7 июня.-4 с.

Copyright © 2000-2025 Сабит Муканов
«Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека имени Сабита Муканова».