Два орла из одного гнезда
Однажды Канафия взял в соседнем ауле в долг овцу. Пришло время отдавать, и он, погрузив в сани черную овцу, поехал рассчитываться. День был морозный, да еще поднялся буран. Седок замерз и погнал лошадь во весь опор. Животное вывалилось. Через некоторое время Канафия оглянулся и обмер: бежит за ним что-то черное. «Черный волк!» — подумал он. Это была плохая примета — увидеть такого волка. И он со страху погнал во весь опор. Влетел во двор своего родственника и повалился в санях. Прибежали люди, стали спрашивать, что случилось. А он смог выговорить только: «Волк, черный волк -кара каскыр». Люди сразу поняли в чем дело: в санях никого нет, а была овца. Сели на коней, помчались ее искать, но нашли уже растерзанную. Пока отец спасался от «черного волка», зверь разодран овцу.
Сын Канафии — будущий известный поэт Баймагамбет, несмотря на свой 10-летний возраст, сочинил по этом поводу остроумные стихи.
В сани бросил он овцу с размаху,
Та — бежать! Он — от нее со страха,
А когда овцу ту сожрали волки,
О спасенье он молил аллаха!
Эти строки многие молодые аульчане знали наизусть.
И после этого удачного творческого опыта Баймагамбет сложил ряд сатирических и юмористических стихотворений, в которых в шуточной форме высмеял некоторых своих сверстников и родственников. Его стихи «Пестрая телка». «Жаки и саврасый конь» и другие пользовались популярностью у аульчан и молодежи. Не случайно его в ауле стали называть «акын бала» «мальчик-поэт»).
Баймагамбет Изтолин, как и Сабит Муканов, родился в бывшей Аккусакской волости Петропавловского уезда Акмолинской области (нынешнем Жамбылском районе Северо-Казахстанской области): Баймагамбет — 21 апреля 1899 года в ауле Шалинке (на территории нынешнего села Украинского), Сабит — 26 апреля 1900 г. в ауле Жарылгас (на территории нынешнего аула Сабит). Расстояние между этими аулами — не более 30-40 километров.
Не случайно Баймагамбета и Сабита называют двумя орлами, вылетевшими из одного гнезда.
Оба вначале учились у аульного муллы. Баймагамбет у Кылыбай муллы, Сабит — у Хабибуллы Гизатуллина. Об этой учебе при встрече с Сабитом Баймагамбет сказал: «Хотя шесть лет сидел перед муллой на коленях, в памяти ничего не осталось, кроме наказания розгами». В таком же положении был и Сабит.
К счастью для Баймагамбета, в 1913 г. (тогда ему пошел четырнадцатый год) в соседний аул Курымсы приехал выпускник медресе Талия» из города Уфы башкир по национальности Сейткерей Магазов, который стал учить детей по-новому, и способный подросток стал заниматься у него.
Осенью 1916 г. Баймагамбет поступил в Пресногорьковскую русскую школу.
Что же касается Сабита, то он пережил трудную сиротскую долю. До 11-12 лет находился на попечении младшего брата отца – Мустафы который сам жил не очень сладко. С 11-12 лет работал батраком у разных зажиточных людей. С 12 лет пас лошадей, коров, возил ямщиком почту, в разных аулах учил детей в качестве муллы.
А впервые встретились Баймагамбет и Сабит летом 1916 года. Первому в это время было 17 лет, второму – 16.
И тот, и другой с большим интересом слушали аульных певцов, сказителей, старались им подражать. Оба быстро заучивали различные народные песни, дастаны и сами потом пересказывали их своим аульчанам. Оба с детства начали сочинять стихотворения в первую очередь шуточного, юмористического характера.
Во время учебы в Пресногорьковской школе Баймагамбет периодически писал Сабиту письма, в которых сообщал о прочитанных книгах. Кроме того, он иногда посылал своему младшему другу интересные книги. Так, зимой 1916 года Сабит получил от него сборник стихотворении Габдоллы Токая.
И Баймагамбету, и Сабиту очень нравились стихи Абая, со сборниками которых они знакомятся.
Социальные потрясения в обществе способствовали росту самосознания двух талантливых аульчан.
Уже в своем стихотворении «Война», написанном в 1914 году, 15-летний Баймагамбет справедливо рассудил, что тяжесть войны будет ложиться на простои народ.
Осенью 1917 года юноша поехал в город Троицк учиться в медресе «Уазифа», где готовили учителей. А Сабит спустя год поступил на двухгодичные учительские курсы в городе Омске, которыми руководил Магжан Жумабаев. Баймагамбет, узнав об этом через своего знакомого Умита передает своему другу письмо, в котором пишет:
«Дорогой Сабит! Из твоих писем я знаю, как трудно тебе учиться. Но будь упорным и не бросай курсов. Помни народное изречение: «Венец терпения — червонное золото. Терпение и надежда помогают достигнуть цели. Нетерпеливого ждет позор. Твоим горестям скоро придет конец. Остальное расскажет Умит».
Друзья встретились вскоре в г.Петропавловске в декабре 1919 года во время уездного совещания аульных учителей. В дни совещания Баймагамбет ознакомил Сабита со своим стихотворением «Да здравствует свобода!».
«То стихотворение начинающего поэта Баймагамбета мне очень понравилось, — расскажет потом Сабит. — Это стихотворение, состоящее из пяти куплетов, позже (20 апреля 1920 г.) было опубликовано в газете «Слово бедняка» («Кедей сөзі) в г Омске».
Впоследствии Сабит Муканов оценил это стихотворение Баймагамбета как блестящее начало казахской советской литературы назвал его «альфой и омегой».
«В июне 1920 г. на двухмесячные учительские курсы в г.Петропавловске собралось более 70 учителей-казахов со всего уезда» — пишет Сабит Муканов в Школе жизни». Педагогику и казахский язык преподавал известный поэт и педагог Магжан Жумабаев. На этих курсах вновь пересеклись жизненные пути друзей.
Правда, они не смогли окончить учительские курсы. После месячной учебы ревком посылает курсантов в сельские волости. Им было дано задание на местах помочь в осуществлении продразверстки, в организации потребительской кооперации, ознакомиться с работой волостных и районных ревкомов и т.д.
В январе 1921 г. Сабит и Баймагамбет вернулись в Петропавловск. Когда они прибыли в город, в нем было неспокойно, тревожно. Начались белогвардеиский мятеж, репрессии против активистов советской власти и схватки противоборствующих сторон. Сабит в одной из них был ранен в ногу, а Баймагамбет героически погиб. О гибели своего друга раненный в ногу Сабит узнал в госпитале.
«Я многим был обязан своему другу Баймагамбету, — писал он в своих воспоминаниях, — на протяжении всей моей юности я встречался с ним и учился у него.
Несмотря на еще не совсем зажившую рану, Сабит принял участие в похоронах дорогого друга и других коммунаров на Октябрьской плошали города.
Сабит никогда не забывал своего друга. «Приезжая в Петропавловск, я всякий раз бываю у дорогой мне братской могилы и твержу короткое тогдашнее и горькое слово: «Прощай», — писал он позже в своей книге «Школа жизни»
Став известным писателем, он часто вспоминал своего первого наставника. По крупицам собирал оставшиеся от Баймагамбета стихи и в 1957 г. выпустил небольшой сборник его стихов со своим предисловием и комментариями. Один экземпляр этой книги подарил родному брату поэту Султану Канафину со своим автогрофом. Эта книга потом была подарена Султаном Канафиным музе. Баймагамбета, открытому на его родине в Украинской средней школе Жамбыльского района.
Сабит Муканов во многих местах своей трехтомной книге «Школа жизни» с теплым чувством рассказывает о Баймагамбете. И очень сожалеет, что многие произведения друга были утеряны в период восстания белогвардейуев в 1921 году.
В упомянутом сборнике стихов Баймагамбета, выпущенном в 1957 году, Сабит Муканов писал: «Мы еще не полностью исследовали значительные события нашего народа, многие важные события еще не получили свой достойной оценки. Одним из таких неисследованных драгоценностей является жизнь и поэтическое творчество Баймагамбета Изтолина». Эти строки писателя дают основание предположить, что академик-писатель Сабит Муканов хотел еще и далее продолжить свой исследования и дать молодежи более полное предположить, что академик-писатель Сабит Муканов хотел еще и далее продолжить свой исследования и дать молодежи более полное представление о своем друге юности. К сожалению, Сабит-ага не успел осуществить задуманное. Но и то, что он успел сделать, дает представление о юном поэте, борце за свободу и счастье народа Баймагамбете Изтолине, словам нашем земляке.
Муканов К. Два орла из одного гнезда // Северный Казахстан. — 2005. — 22 апреля. — 3 с.