Большой творческий путь
Жизнь Сабита Муканова, одолевающего свой семидесятый перевал, богата и щедра, как казахская степь. Многие тысячи его стихотворных строк, десятки томов романов, повестей, пьес, литературоведческих исследований, очерков вошли в золотой фонд казахской советской литературы. Это духовное богатство — результат большого труда и высокого таланта, преданности своему народу, партии.
Многие писатели проявляют себя в литературе в каком-нибудь одном жанре. С.Муканов излучает свет своего таланта во многих жанрах, находясь у их светлых истоков. Поэтому-то и называют его в народе «восьмигранным» творцом. В каждом из жанров он посадил плодоносные деревья, которые выросли сейчас в густой сад, украшающий нашу литературу.
Мудрый Джамбул называл Сабита «Балуан шолак» имея в виду не только внешний облик писателя, но и его богатырский труд на ниве литературы.
Вместе со всеми писателями нашей страны с радостью встречая 70-летне Сабита Муканова, я невольно вспоминаю август 1957 года. В облачный августовский день мы с ним выехали из Кустаная в Пресногорьковский район. Нас окружили густые сосновые леса, светлые озера с зеленым берегами. Широкая, ровная, чудесная степь — родина Сабита Муканова — показалась мне средоточием поэзии. До сих пор перед моими глазами стоит Жаманшубарская степь, описанная им в «Школе жизни!.. Даже быстрая машина не может обогнать ее, кажется что степь мчится вдаль, как необъезженный скакун. Впереди показалось округлое озеро Дос, густо заросшее камышом и кугой. Да, в этой стеши родился будущий выдающийся казахский писатель. А эти следы землянок бедного аула, где в детстве сиротствовал Сабит.
Ныне несравнимо изменились судьбы и этой степи, и ее сына — Сабита. Степь колышется разливом тучных нив совхоза «Докучаевский», которые полновесными зернами пали на книги Муканова. Богата жизнь аксакала казахской литературы трудом и борьбой, неразрывно связана она прочными корнями с судьбой народа, страны.
Юность Сабита озарена Октябрьской революцией. С полным правом может он говорить: «Я-преданный, законный сын партии».
Какие бы стихи Сабита мы ни взяли, в них бьется живая любовь к революции, которая влила в грудь нищего пастушонка страсть к знаниям подняла его из темноты к вершинам культуры. С. Муканов стал одним из создателей казахской советской литературы, которая только-только расправляла крылья. Он высоко поднял шанырак (купол) родной литературы, заложив навечно ее основание. Он прошел вместе с ней славный путь борьбы и побед.
Сабит Муканов выступил впервые в литературе как поэт. Уже в первых своих стихах «Думы», «Плач батрака», «Смерть Жумаша» он выступает от лица бедноты выражая ее думы и чаяния. Пафос борьбы за победу нового строя звучит в его ранних поэмах «Сын бедняка» «Вброд к Октябрю», «Батрак вчера и сегодня», в которых ярко описано, как аульная казахская беднота, освобождаясь от векового гнета становится прочной опорой рабочего класса в борьбе за победу советского строя в Казахстане. Эти поэмы были одними из первых произведений о новом, советском строе в Казахстане. Первый сборник стихов С. Муканова вышел в 1926 году. В последующие годы увидели свет поэмы «Уголь-коммунизм», «Ущелье Ала-Тау», «Белый медведь» и роман в стихах «Сулушаш».
Этот роман является одним из наиболее зрелых в идейно-художественном отношении поэтических произведений С. Муканова. «Сулушаш» вышел в 1928 году, впоследствии неоднократно переиздавался на казахском и русском языках, вышел и во Франции. Он рассказывает о трагической борьбе батрака Алтая и его возлюбленной Сулушаш против темных сил феодального аула. В этом произведении поэт поднимает большие идеи гуманизма. В нем отсутствуют ложный пафос, украшательство. Это полное романтики произведение нашло многих подражателей, и в казахской поэзии появилось немало поэм на эту тему.
Большим достижением казахской литературы стала поэма «Белый медведь», получившая республиканскую премию. В ней поэт смело пошел на поиски новых путей. По художественной силе, оригинальности словесных образов эта поэма занимает особое место. В ней звучат глубокие философские проблемы, она компактна н весома.
Своей поэзией Сабит проявил себя как поэт-новатор, творчески разрабатывая новые образы, ритмы, интонации. Свободно владея размерами казахского стиха, он стремится внести в него огненные ритмы Маяковского. Яркое доказательство этому — его стихи: «Маршал поэзии», «Слово о Советской Армии». Никогда не стоял С.Муканов в стороне от важных событий, происходивших в нашей стране, откликаясь на них как гражданин и патриот. Гигантские стройки освоение целины, новые лесопосадки — все вдохновляло щедрую душу поэта. Он умеет просто передавать большое содержание, выразить дух народности и партийности. Писатель продолжает свое поэтическое творчество; выпустив в свет в 1968 году поэму «Сказание об Алдабергенове» — о выдающемся организаторе колхозного строительства, дважды Герое Социалистического Труда.
C середины тридцатых годов С. Муканов начинает создавать прозаические произведения. За прошедшие более чем сорок лет наряду с множеством талантливых рассказов и очерков им написаны такие значительные повести и романы эпического звучания, как «Темиртас», «Мои мектебы», «Ботагоз», «Балуан шолак», «Сыр-дарья», «Степные волны», «Светлая любовь», «Промелькнувший метеор».
Каждый роман, выходивший из-под пера С. Муканова, был событием в нашей литературе. Главные герои романа «Ботагоз» Аскар и Ботагоз стали любимыми образами казахской молодежи. В них находят они пример человечности, высокого патриотизма, любви к жизни. Роман «Светлая любовь» — о сложном периоде становления Советской власти в Казахстане, жестокой борьбы с врагами нового строя. Он стал настольной книгой тысяч и тысяч читателей.
Автобиографическая трилогия завершена автором в 1963 году и на следующий год была полностью издана на казахском языке, а летом 1966 г ее заключительный том «Годы возмужания» издан в переводе на русский язык. Hет такого крупного события в истории Советского Казахстана, которое не нашло бы отражения на страницах «Школы жизни». Широкую признательность читателей принесли С. Муканову книги очерков «Путешествия» и «Следы Адама» о многочисленных поездках автора по Советскому Союзу и в зарубежные страны. Замечательно описывает он свои впечатления, делится глубокими раздумьями о людях и странах, рисует яркие картины тропического Цейлона и ковыльных степей Сары-Арки.
Трилогия С. Муканова выдающемся казахском ученом-демократе Чокане Валиханове еще раз показала автора как мастера больших полотен, взыскательного и глубокого художника. В его рассказах и очерках отражаются главные проблемы современности. Писатель всегда в тесном общении с народом, который питает его творчество свежими жизненными соками. В его рассказах и очерках мы видим величественный образ своего современника.
Целый том составили критические статьи С. Муканова, в которых он борется за идейную чистоту и художественное совершенство казахской литературы. Во многих диспутах он умело защищал драгоценные для нас традиции социалистического реализма. Особо выделяются литературоведческие работы «Место казахского эпоса в системе казахской литературы». «Об айтысах», «Абай-классик казахской литературы» «Джамбул-народный поэт Казахстана», «Сакен Сейфуллин», «Баймагамбет Изтолин» и т. д.
С. Муканов известен и как крупный драматург, автор пьес и либретто опер, всегда откликающийся на животрепещущие проблемы жизни решающий их высокохудожественно и по-партийному. Им созданы пьесы «В дни победы» (1939 год) — о гражданской войне в Казахстане, «Песни победы» (1941 год) — на тему о Великой Отечественной войне либретто опер «Золотое зерно» (1941 год) — о тружениках аула, помогающих фронту, «Гвардия, вперед» — о подвигах советских людей, сражавшихся с фашистскими захватчиками. Жизни и деятельности выдающегося ученого посвящена драма «Чокав Валиханов», ранее изданная под названием «Нить Ариадны». В 1955-57 годах Казахское издательство художественной литературы издало шеститомное собрание избранных сочинений С. Муканова. Его пьесы о Чокане Валиханове, Сакене Сейфуллине раскрыли на сценах театров глубокие характеры, сильные страсти, заветные думы выдающихся деятелей казахского народа.
С 1926 по 1952 гг. с небольшими перерывами С. Муканов возглавлял писательскую организацию Казахстана. С 1952 года он бессменно является членом президиума Союза писателей Казахстана и членом правления Союза писателей СССР С. Муканов — депутат Верховного Совета Казахской ССР, действительный член Академии наук Казахской ССР. Полвека состоит он в рядах КПСС.
Партия и правительство высоко оценили самоотверженный и многолетний труд выдающегося казахского писателя и общественного деятеля, наградив его орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знака Почета», медалями и грамотами.
Сабит Муканов и сейчас энергичен, еще полно сил его талантливое перо, еще полнокровно его вдохновение, зорок и остер писательский взгляд. Мы от души желаем Сабиту Муканову и в будущем богатырского здоровья, молодого вдохновения высокого полета мечты и свершения новых творческих замыслов.
С. МАУЛЕНОВ, поэт.
Мауленов С. Большой творческий путь // Ленинское знамя.-1970.-2 июня.-3 с.