Глашатай эпохи. Сабиту Муканову – 90 лет
Время идет, взгляды претерпевают изменения. Но Добротное творение мастера находит с каждым поколением общий язык и служит будущему. И поэтому облик подлинного таланта с течением времени углубляется и кристаллизуется. Славное имя Сабита Муканова, выдающейся личности, одного из зачинателей казахской революционной литературы, кровно связано с полувековой историей ее развития, долгое время определяло ее развитие. Его звезда светит на небосклоне советской литературы своим светом и стоит в одном ряду с С. Сейфуллиным, Б. Майлиным, И. Джансугуровым и М. Ауэзовым.
В нате непростое время особо необходимо отметить, что С. Муканов активно претворял в практику принцип партийности молодой советской литературы, борясь за осуществление социалистических идеалов.
Ему приходилось встречаться и со злобной критикой, и лживыми сплетнями, и с ядовитой насмешкой, и с грубыми окриками, но ничто не могло заставить его свернуть с платформы своих убеждений. Их не поколебали ни враждебные нападки двадцатых годов, ни клеветнические обвинения в тридцатых. Творческая судьба Муканова не обошлось без трагедий. В свое время он не совсем верно понимал значение наследия Абая, отрицательно относился к писателям-попутчикам, был подвержен некоторым левацким отклонениям, связанным с деятельностью КазАППА. К чести его, он быстро осознал свои заблуждения и приложил все усилия, чтобы преодолеть их и открыто признать ошибочность своей позиции.
В поэтических произведениях Муканов воспевал жизнь и быт казахской бедноты. Он был поэтом эпического размаха, воплощавшим жизнь в крупных поэтических формах и толгау.
Среди поэтических произволений С. Муканова, оказавших воздействие на развитие казахской литературы, следует упомянуть о таких поэмах, как «Батрак», изображающей жизнь аульной бедноты, «Броды Октября» — о судьбе Казахских рабочих и трудящихся, их участии в великих социальных переменах, «Белый медведь», посвященной подвигу челюскинцев. В особом ряду стоит роман в стихах «Сулушаш». Созданный Солее шестидесяти лет назад, он до сих пор покоряет читателя, доставляет истинное эстетическое наслаждение. «Сулушаш» явилось этапным произведением не только в творчестве С. Муканова, но и во всей казахской поэзии, став образцом казахской национальной поэзии.
Вслед за «Сулушаш» в свет вышел роман «Заблудившиеся» (в русском переводе — 1935-г. — «Сын бая»). С. Муканов становится крупным прозаиком, овладев наиболее сложным жанром в литературе. В романс «Заблудившиеся» изображены события, взятия и» жизни. Автор был свидетелем любви Батас (Батимы) и Бурина (Султанбека), приведшей к трагедии, выступал на судебном процессе в качестве общественного обвинителе.
Новый творческий рубеж С. Муканова, этого глашатая эпохи, свидетельствовал о том, что он не просто перешел к новому для себя, но и раздвинул границы национальной литературы.
В 1059 году Муканов вновь возвращается к этому роману и, переработав, публикует его под новым названием «Светлая любовь».
Не все произведения Муканова того периода равноценны между собой. Нельзя, к примеру, отнести к творческим удачам повесть «Ударник» и роман «Темиртас». Зато книга «Загадочное знамя» (1938) принесла автору подлинный успех, утвердив в национальной литературе жанр романа.
Поворотным этапом в решении таких новых для казахской литературы творческих проблем, как создание типических характеров в типических ситуациях, психологически достоверное изображение поступков и действий героев, сюжета стала «Ботагоз». Написанные позже произведения С. Муканова «Балауан Шолак», многочисленные рассказы и очерки в идейно-художественном отношении не поднялись до этого уровня. Творческий рост всякого писателя в известном смысле оправдан законом искусства, однако на пути художника возможны самые различные отступления, непредвиденные отходы и возвращения…
Большим вкладом в казахскую литературу явился роман «Сырдарья», посвященный событиям современной жизни, в котором писатель еще раз показал свою способность своевременно откликаться на требования дня, показывать судьбы разных людей, раскрывать их внутренний мир с помощью психологически оправданных мотивировок, хотя в романе встречаются не очень удачные сюжеты.
Когда мы говорим о влиянии на казахскую литературу традиций М. Горького, то особо отмечаем трилогию С. Муканова «Школа жизни».
Это произведение — несомненное свидетельство творческого освоения горьковского наследия в точки зрения воссоздания жизненной правды. Современная казахская проза — эпопея М. Ауэаова «Путь Абая», романы Г. Мустафина «После бури», Г. Мусрепова «Пробужденный край» — и другие доказательно говорят о том, что наша литература имеет богатейшие творческие возможности.
Анализируя этапные поэтические, и прозаические произведения С. Муканова, невозможно не остановиться на его творениях в области драматургии и критики. Вслед за написанной в 1938 году пьесой «В дни борьбы» им были созданы либретто опер «Вперед, гвардия» и «Золотой урожай». Эти произведения подготовили появление исторической драмы «Чокан Вилиханов». В тот же ряд нужно отнести «Нить Ариадны», написанную в 1045 году в соавторстве с В. Шкловским.
Не сходящая до наших дней со сцены театров республики пьеса «Чокан Валиханов» явилась достижением развивающейся казахской драматургии. Такая же счастливая судьба ожидала и следующее сценическое произведение Муканова — «Сакен Сейфуллин». Автор не только предложил в репертуар театра исторически достоверные произведения, но и дополнил художественную галерею казахской литературы мастерскими образами Чокана Валиханова и Сакена Сейфуллина.
Муканов всегда внимательно следил за ходом общественной жизни. Активное участие в литературных делах было не просто его привычкой, а правилом. Доказательством этого служат как многочисленные художественные произведения писателя, так и свыше пятисот статей, монографии («История казахской литературы XX века» (1932 г.), «Очерки истории казахской литературы XVIII—XIX веков» (1942 г.), «Пути роста» (1960), «Светлые звезды» (1964), «Народное наследие»), оказавшие заметную роль на формирование казахского литературоведения и критики.
В своих критических статьях двадцатых годов Муканов уделял особое внимание двум важным вопросам. Первый — освоение опыта профессиональных литератур как художественного образца. В тот период он остро поставил вопрос об учебе художественному мастерству у русских писателей.
Второй крупный вопрос — консолидация творческих сил на советской платформе. Будучи одним из руководителей КазАПП Сабит Муканов привлек в казахскую советскую литературу многих талантливый художников, оказывая им творческую помощь. Едва ли кто из нынешнего поколения казахских писателей не получал от него в свое время совет и поддержку.
В становлении казахской литературоведческой науки значительную роль сыграла вышедшая в 1932 году его «История казахской литературы XX века». Правда, этому большому труду сопутствовали и заметные ошибки, проявления вульгаризаторских тенденций того времени, однако никто не может отрицать, что это была первая крупная работа по современной истории казахской литературы.
Определенный вклад был внесен писателем в литературную критику и в тридцатые годы. Его ответ Саттару Ерубаеву накануне первого съезда писателей Казахстана, доклад на съезде о состоянии казахской поэзии, исследования о действительном значении и месте творчества Сакена Сейфуллина в казахской советской литературе, работа о Спандияре Кубееве, возвратившая имя этого писателя в литературу, исследования о богатырском эпосе и искусстве айтыса все это составило весомый вклад в литературоведческую науку.
Произведения Сабита Муканова хорошо знают и высоко ценят как казахские, так и русские, украинские, белорусские и другие читатели. В каждой из советских республик у него много благодарных почитателей. Велико их число и за рубежами СССР.
Заслуженный деятель науки Таджикской ССР, поэт Рахим Хашими писал, что он «впервые приехал в Казахстан, но все здесь знакомо. Знаю ваши раздольные степи и лесистые горы, как бы дышал воздухом казахстанских просторов, вдыхал аромат цветущих лугов и садов, ходил по проспектам Алма-Аты и пил чай в уютной юрте. Все это почувствовал, читая произведения выдающегося советского писателя Сабита Муканова».
Чeловек большой души Сабит Муканов обладал завидной способностью всегда быть в гуще народа, знать его чаяния, радость и горе. Его часто видели в самых дальних уголках республики. Он был одним из первопроходцев в казахской советской культуре.
Его рождение совпало с бурным ХХ веком, а первые художественные произведения написаны в победоносные дни. Октябрьской революции; вступление в ряды ленинской партии совпало с годом рождения Казахской Советской Республики и Коммунистической партии Казахстана. Мне думается, что это не счастливая случайность, а определенная закономерность, ибо новая эря человечества должна была иметь своего глашатая.
Турсынбск КАКИШЕВ,
профессор, заслуженный
деятель науки Казахской ССР.
Какишев Т. Глашатай эпохи. Сабиту Муканову – 90 лет // Казахстанская правда.-1990.-19 июня.