С родников начинается Родина  : По следам очерка С. Муканова «Среди родных на целине»

Опубликован Angela от 09.07.2021 в Критика |

Совхозный «ЛАЗ» по хорошо накатанной и расчищенной от смежных заносов дороге мчался, казались, обгоняя ветер. Вдали, то появляясь, то исчезая среди необъятных снегов, темнели опоясывая горизонт, причудливые силуэты рощиц. 

— Откуда тут взялись перелески? — удивленно спрашиваем секретаря парткома

 Докучаевского совхоза А. Д. Рябова.

— Мираж это ! – откидывается на кожаном сиденье машины Александр Дмитриевич.- Сейчас подъедим поближе- сами увидите.

И в самом деле, то что издали было похоже на рощицу, оказалось небольшим островком корявых кустарников, словно пытавшихся уцепиться острыми, похожими на когти хищной птицы, сучьями за неласковую и трудную землю.

  Даже порывистому ветру трудно было расшевелить густо сросшуюся ракиту да запутавшиеся в ней редкие осинки.

-Вот? так роща!

-А разве вы не слышали о Жамая-Шубаре? -спрашивает нас Арстан Хянапин, не один десяток лет проживающий в поселке «Дос», раскинувшемся у круглого, похожего на большую пиалу, озера, когда парторг представил нам его как одного из старейших тружеников совхова.

— Слышали, -отвечаем ему, -и «Школу жизни» Сабита Муканова читали. Затем и приехали, чтобы пройти по следам его целинного очерка «Среди родных на целине», опубликованного в «Ленинском знамени» тридцать лет назад,

-А если слышали, — с достоинством произносит он, -встаньте лицом туда, где восходит солнце,- там будет совхоз «Хмельницкий», поедете южнее попадете в «Восход», восточнее — к тимирязевцам, а на северо-запад — в «Украинский»,

  Земли пяти целинных совхозов, включая «Докучаевский», раскинулись там, где когда-то кочевал аул предков Арстана Жамам-Шубар,

  И, наверное, нельзя говорить о Жамаи-Шубаре, не обратившись к произведениям видного казахского писателя Сабита Муканова, прах отца которого покоится у озера Дос,

  Место, где я родился и рос, пояснял наш знаменитый земляк, носит странное название «Жаман-Шубар».

  Возможно, такое название насторожит читателя. «Шубар» — это редкий молодой кустарник. «Жаман» означает плохо.

Почему молодой кустарник  назвали плохим, писатель подробно объяснил читателям. Его деды и прадеды жили раньше в местности « Карагаш» но в 1892 аул был включен царским правительством в переселенческий район, и местным жителям предложили освободить исконные земли.

  «Родные мои знали, что неподалеку, в 70-80 километрах от Карагаша, есть свободные земли. Туда они и направились. Здесь была бескрайняя широкая степь. Земли хорошая, глубина черноземного пласта доходила до одного метра. Росли тут щедрые густые травы, клевер, а в низинах — островки тростника вперемежку с молодым березняком. Никто не жил в этих местах, ближайшие зимовья казахов располагались в 30, а в отдельных направлениях в 100—150 километрах.

  Мои родственники облюбовали себе место у густо разросшегося кустарника и камыша и устроили себе там зимовку. Вскоре сюда перекочевал весь аул — 30 — 40 семей. Зима выдалась теплой. Сена было много и скот перезимовал хорошо. Но на еле дующее лето, когда люди со скотом откочевали на джайляу, случилась большая беда. К осени с запада, откуда-то издалека, нагрянул страшный  степной пожар. Огонь поглотил аул, лес, травы.

  Куда было идти моим сородичам? Кое-как перезимовали здесь, с большим трудом спасая оставшийся скот. Всю зиму кормили его желтым сухим камышом из ближнего озера. С тех пор это место, где на людей обрушилось тяжелое бедствие, и стали называть «Жаман-Шубар».

  А еще и потому, добавляет к описанному выше рассказу Сабита Муканова Арстан Ханапип, что этот кустарник летом в палящий зной не дает тени, а зимой здесь не соберешь и палки дров, что-бы разжечь костер или затопить печь.

-Почему же вы все-таки поселились здесь?

-Это родина моих предков. Здесь, у озера Дос, похоронена мол мать Рабига, средняя сестра Сабита. И хоть и суровая здесь земля, но приложи к ней руки и она оживет, даст плоды. О том что в «Докучаевском» приложили руки к земле, говорит даже беглое знакомство с этим хозяйством.

— В прошлом году из пяти знамен, присужденных в районе, -три взяли мы. — уже сидя у себя в кабинете, сообщает Александр Дмитриевич Рябов, — выполняем планы по молоку и мясу. Накопился небольшой должок по зерну, но в лучшие голы  урожайность с гектара на круг у нас составляла 17— 20 центнеров. На эту отметку и будем держать равнение.

  — И строим, прежде всего жилье! Двадцать домов в год, — как минимум! Соорудили теплый гараж для К 700 автогараж на 45 автомобилей, шесть баз реконструировали полностью, обновили токовое хозяйство.

  И в самом деле, улицы с отделанными силикатным кирпичом домами, новой школой — десятилеткой на 464 места. Домом культуры, детсадом, магазинами, дворами, широко раскинулись от конторы с бронзовым бюстом известного русского ученого Василия Докучаева.

   Когда-то в своем труде «Наши степи прежде и теперь» он изложил комплекс мер по борьбе с засухой. Сегодня его идеи старается внедрить на практике сын Арстана -Ханапин Амангелъды, бывший совхозный стипендиат, закончивший Целиноградсктий сельскохозяйственный институт и работающий агрономом.

 «Хлеб ближе всего к сердцу»- эта фраза, оброненная из уст немногословного аксакала Ханапина, стала крылатой у потомков рода сибанов.

Но сколько же пришлось вложить труда, времени сил, чтобы грохотом мощных моторов, гулом тракторных колонн, жаркими всполохами фар, смехом и говором, то акающим, то окающим то казахским акцентом, молодых парней и девчат, приехавших на целину, из самых разные краев страны разбудив дремавшую тысячелетиями вековую степь.

 Говорят что родину, как и мать, не выбирают. А они выбрали севе родину. Выбрали эти безоглядные, неосвоенные степи, затвердевшие от топота бесчисленных орд и племен, прошедших в давние времена по этой древней, потресканной от горячих суховеев летом и свирепых буранов зимой древней земле.

  Люди с древних времен селились там, где есть все лес. На поиски центральная усадьбы Докучаевского совхоза бывший директор Колтырин и его спутники выехали на гусеничных тракторах «ДТ 54» пробивал дорогу к снегу, вслед за ним шел С-80 с огромными санями. Целинники ехали по компасу, стрелка которого должна была указать Батпаколь- болотное озеро. Три дня плутали они в степи, но до озера так и не доехали. К счастью, встретился первопроходцам старый казахи издавна охотившийся в этих богатых дичью местах.

______________________________________________________________

Шестериков В. С родников начинается Родина  : По следам очерка С. Муканова «Среди родных на целине». /  В. Шестериков; А. Хорольский // Ленинское знамя. – 5 марта 1984

Copyright © 2010-2024 Сабит Муканов
«Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека имени Сабита Муканова».