Казахский вальс

Опубликован Angela от 01.07.2021 в Критика |

Ф. ОРАЗБЕКОВА, преподаватель ТарГУ им. Дулати

Казахский вальс

Акын вдохновенный и славный лишь тот,

Чью песню лелеет и любит народ.

Жамбыл

  Гимны и вальсы являются музыкальными символами народа. В них отражен национальный дух, колорит музыкального своеобразия этноса. «Казахский вальс», так же как и мелодия «Венского вальса», был известен во многих уголках братских республик и за рубежом.

  Наша музыкальная кладезь славится и такими вальсами, как «Бақыт вальсы», «Көктем вальсы», «Махаббат вальсы» и другими.

 Жемчужиной среди них по праву считается поэтичный «Казахский вальс», рождение которого связано с именем нашего маститого писателя и поэта Сабита Муканова. На его поэтические строки, пронизанные любовью к земле, природе, юношеству, написал музыку Латиф Хамили. Песня создана в 1940 году. Она была необычайно популярной в исполнении двух «казахских соловьев» — Куляш Байсеитовой и Бибигуль Тулегеновой. Весь мир она облетела в исполнении этих певиц. Известные в Союзе певицы лирического сопрано, приезжая с гастролями в Казахстан, нередко включали ее в свой репертуар в знак уважения к казахскому народу и его искусству.

  А в создании мелодии песни самую активную роль сыграла Куляш Байсе-итова. Латиф Хамиди много советовался в нею как с оперной звездой и будущей исполнительницей песни, написанной в жанре романсовой лирики. Много часов провели они за фортепиано, в творческом процессе вырабатывая окончательный вариант. И где бы солисты ни выступали с концертами, всегда звучал этот чарующий вальс, несущий торжество музыки и поэзии. И каждое исполнение было неповторимо поэтичным.

  А через восемь лет, в августе 1948 года, на республиканской олимпиаде в Алма-Ате впервые зазвучал талантливый голос будущего «соловья» Бибигуль Тулегеновой, исполнившей наряду с другими музыкальными произведениями и «Казахский вальс». И в ходатайстве о принятии ее в консерваторию стояла подпись первой исполнительницы вальса Куляш Байсеитовой. Новое певческое поколение подхватило традицию исполнения этого замечательного вокального шедевра.

  «Казахский вальс» стал настолько любимым и популярным в народе, что получил свою вторую жизнь в танце. Знаменитая Шара Жиенкулова поставила и до конца своей сценической жизни исполняла танец на музыку вальса. В детстве мне пришлось видеть ее концерты на эстрадной сцене, в том числе и «Казахский вальс» на лоне природы, когда ее с почетом принимали в одном из аулов Алматинской области. В исполнении Шары он был своего рода ее визитной карточкой в концертной программе, символом изящества, искрометного темперамента и таланта первой профессиональной танцовщицы эстрады, создателя национальной школы казахского танца.

  И, может быть, именно поэтому художник Гульфайрус Исмаилова, приступая к серии портретов выдающихся деятелей культуры и искусства, первым создала портрет народной артистки Шары Жиенкуловой в живом вихре танца. Картина так и называется — «Казахский вальс» (1958). Картина-портрет, где Шара изображена в расцвете женской красоты и таланта. Руки ее взметнулись в изящном движении, а в стороне — веер широких оборок платья, переплетенных с длинными косами. Этот танец на портрете — торжество красоты и красок.

  Но однажды произошло редкое и знаменитое событие, когда «Казахский вальс» свел воедино голос Куляш Байсеитовой и танец Шары. Как вспоминает Шара в одной из своих статей, в 1950 году они случайно встретились на гастролях в Тбилиси, куда знаменитая певица была приглашена петь в опере З. Палиашвили «Даиси». И хотя у Шары вечером должен был состояться концерт, она его отменила и пошла в Оперный театр поддержать своим присутствием великую землячку. Успех Куляш был настолько потрясающим, что восхищенные зрители, не дав певице переодеться, прямо в белом платье героини оперы, несли Байсеитову два квартала до гостиницы, расположенной на проспекте Руставели. И так как зрители долго скандировали под окнами: «Куляш! Куляш!», то она и Шара вышли на просторный балкон и исполнили «Казахский вальс». Куляш пела, Шара танцевала, а внизу танцевал весь проспект…

  Да, удивительной порой бывает судьба поэтических строк! Романтичные строки Сабита Муканова вызвали к жизни удивительную мелодию, жизнерадостный танец и трепетную портретную живопись.

  Мне посчастливилось встретиться и беседовать с Сабитом Мукановым. Я была студенткой КазГУ, мне поручили с фотокорреспондентом и еще одной студенткой сходить к нему домой и привести его на назначенную встречу со студентами университета. Жил он недалеко от бывшего главного корпуса университета, расположенного на улице Кирова. Писатель встретил нас приветливо, затем мы вышли из квартиры и медленно направились к университету. На полпути, в небольшом скверике он решил передохнуть. Мы присели на скамейку, немного поговорили. В основном он расспрашивал: откуда мы, из каких мест, чем увлекаемся, любим ли искусство и литературу? Во время беседы его сфотографировали. Возможно, снимки позже и были вручены писателю, тем более что намечался его юбилей. Жаль, что этих фотографий у меня не оказалось, надеюсь, они когда-нибудь появятся на свет…

 

г. КАРАТАУ

_____________________________________________________________

Оразбекова Ф. Казахский вальс  : Слова С. Муканова, музыка Л. Хамиди. /  Ф. Оразбекова // Мысль. – №11. — С.60 2001

Copyright © 2010-2024 Сабит Муканов
«Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека имени Сабита Муканова».