Талант, рожденный октябрем певец народа
Сабит Муканов родился в 1900 году. Он ровесник веке. Первое стихотворение его датировано 1918 годом. Вступление Сабита в ряды ленинской партии совпало с 1920 годом — с годом рождения Казахской Советской Республики и Коммунистической партии Казахстана. Мне думается, в этом не только простое совпадение, но и определенная закономерность. Ровесник XX века, чей первый шаг я литературе совпал с октябрьским рассветом новой эры человечества, Сабит Муканов в течение полувека воспевал великие социалистические преобразования родной республики, всей страны. Уже в своих ранних произведениях, созданных в 20-е годы, он ввел я поэзию нового героя в лице казахского батрака, выросшего в борца за новую жизнь.
Сабит Муканов в числе тех основоположников казахской советской литературы, которые во главе с Сакеном Сейфуллиным первыми закладывали камень за камнем прочный фундамент новой литературы — многожанровой профессиональной литературы социалистического реализма. Великий Октябрь выдвинул С. Муканова как выразителя казахской социалистической наций и одного из мастеров социалистического реализма. Писатель видел основную свою задачу в том, чтобы средствами художественного слова показать современникам всю сложность и многообразие прошлого и наших дней, величие свершений в краю, озаренном светом ленинских идей. И потому творения С. Муканова — гордость всей нашей многонациональной литературы.
Нет ни одного жанра художественной литературы, в развитие которых не внес бы С. Муканов весомого вклада. В арсенале казахской литературы его многочисленные стихи и поэмы, рассказы и очерки, повести и романы, пьесы и сценарии, критические и публицистические статьи — и везде он самобытен, щедр душой. Многие из них вошли в золотой фонд многонациональной советской литературы: поэмы «Сулушаш, «Белый медведь», романы «Ботагоз», «Светлая любовь», «Сыр-Дарья», трилогия «Школа жизни», «Промелькнувший метеор», сценарий фильма «Его время придет», пьеса «Сакен Сейфуллин», монография «Годы возмужания» и другие. Главные герои Муканова — это люди из народа, простые труженики, пробужденные революцией, борцы за новую жизнь. Потому и полюбились читателям правдивые образы: Сулушаш, Ботагоз, Аскар, Амантай, Сырбай, Чокай, Сакен и многие другие. Они — обобщенные образы людей нашей эпохи, в них достоверные черты тех, кто на разных исторических этапах боролся за счастье народа: Амантае, например, угадывается Амангельды, в Аскаре — Алиби Джангильдин, в Сырбае — Ибрай Жахаев, Ботагоз — типический собирательный образ, в котором воплотились лучшие черты казахской женщины.
Имя Сабита Муканова по праву стоит в одном ряду с замечательными писателями: С. Сейфуллиным, И. Джансугуровым, Б. Майлиным, М. Ауэзоаым — основоположниками социалистического реализма а казахской литературе. А его произведения стали учебниками жизни, потому что творчество С Муканова глубоко народно и интернационально по своей сути.
Путь писателя, в прошлом бедняка, а впоследствии академика, символизирует путь его родного народа от феодализма к социализму. Творчество его проникнуто высокой партийностью и гражданственностью в оценке явлений действительности, отличается многожанровостью и почерком настоящего большого мастера. Объясняется это глубокими связями писателя с жизнью народа, знанием его истории, культуры, дум и чаяний, а также постановкой в своих произведениях самых существенных и жгучих проблем современности.
Тема осуществления ленинских идеи в Казахстане является стержневой в творчестве С. Муканова. Она пронизывает все зрелые произведения поэта, прозаика и драматурга.
Так, в одном из лучших его романов «Ботагоз» и пьесе «Сакен Сейфуллин», которая идет в театрах на казахском и русском языках, нашли воплощение ленинские идеи приобщения к социалистической революции ранее угнетенных народов. Эти произведения знаменовали новый этап и для творчества самого писателя, и в развитии казахской литературы, ставшей на путь социалистического реализма.
На широком художественном полотне— трилогии С. Муканова «Школа жизни» —-прослеживается, как ленинские идеи входили в духовную жизнь бывших байских пастухов, табунщиков. Своеобразие обстановки, в которой происходил идейный рост юношей и девушек, состоял в том, что буржуазные националисты — алашординцы — коварно и вероломно пытались подчинить себе молодежь. Молодым казахским коммунистам приходилось вести с ними упорную идейную борьбу, принимавшую порой драматические формы. Особенно волнующе в «Школе жизни» написаны страницы, рассказывающие о проникновении ленинской правды в степные аулы и тяге к Ленину казахской бедноты. Тема ленинской дружбы русского и казахского народов, в труде и борьбе строящих социализм, нашла свое отражение и в романе «Сыр Дарья».
Творчество С. Муканова глубоко народно в своих истоках, в самой своей сути. Оно уходит корнями в казахское народное творчество и питается его живительными соками. У Муканова своя индивидуальная особенность, специфическая манера использования традиций фольклора и языкового богатства народа. Заметно это и в простоте стиля, и в широте лексикона, и в мастерстве искусного рассказчика, умеющего живо и увлекательно вести повествование о прошлом и настоящем.
Творчество Муканова народно и по миссии, которую оно выполняет, вот уже полвека служа народу, партии и Родине. Народно потому, что оно партийно, проникнуто идеями Коммунистической, партии и зиждется на принципах социалистического реализма, неся познавательную и идейно-эстетическую нагрузку.
Разумеется, было бы ошибочным думать, что творческий путь писателя был ровен, как накатанная дорога. Не все, было гладко на полувековом пути старейшего писателя. Были и творческие неудачи, просчеты. Одно несомненно! это были издержки роста, поисков и освоения художественной целины в процессе становления и развития всей нашей молодой литературы.
Есть книги-отклики, книги-вспышки, они озаряют какой-то один этап жизни, какую-то одну сторону личности автора. Но есть произведения, создающиеся на протяжении всею творческого пути писателя и неотделимые от всей его жизни. И если автор — человек большой и сложной судьбы, если ему привелось быть свидетелем и участником исторических событий, и если он встречался с видными деятелями эпохи, то книга об этом часто является главной книгой писателя. Больше тридцати лет писал Сабит Муканов свою автобиографическую трилогию «Школа жизни». По времени, изображаемых событий первые две книги охватывают 1905— 1924 годы, а третья книга — следующее двадцатилетие. Известно, что полувековая история казахского народа, воссозданная в романе «Путь Абая» Мухтара Ауэзова, была завершена первыми годами XX века, кануном революции 1905 года. Что же касается трилогии Сабита Муканова, то она как бы принимает эстафету на новом историческом перевале и раскрывает жизнь казахского народа в ее дальнейшем течении, уже в эпоху трех революций и социалистического строительства.
«Школа жизни» — книга, где постоянно присутствует в качасте активного участника событий сам автор, размышляющий о времени и о себе. Муканов создал широкую портретную галерею представителей почти всех слоев общества. С особой любовью пишет он образы простых людей из народа, честных и мужественных тружеников: охотников и пастухов, кузнецов и шорников, столяров и плотников, сапожников и портных, ювелиров и ковровщиков — мастеров своего дела, правдиво показывая трагическую судьбу народных талантов до революции. С любовью рисует писатель и представителей немногочисленной дореволюционной казахской демократической интеллигенции— Баимагамбета Изтулина, Испандиара Кубеева, Мирзагазы Хамита и других. Немало волнующих страниц посвящено пробуждению самосознания женщин, крутой ломке обычаев, семейных устоев, психологии людей. В трилогии достоверно запечатлен процесс зарождения и становления молодой казахской советской литературы и идейной закалки ее кадров.
Пути строительства новой жизни и воспитания новых людей, конечно, не были гладкими. С. Муканов хорошо это понимал и показал в «Школе жизни». Все в этом подлинно народном произведении пропущено через сердце писателя— коммуниста, бойца, пережившего бурные события великой эпохи социалистической революции, и потому все, о чем он рассказывал, покоряет достоверностью и волнует.
Творческий путь выдающегося казахского писателя кровно связан с историей становления и развития республики, Коммунистической партии Казахстана. И знаменательно, что юбилеи Сабита Муканова отмечается накануне 60-летия Казахской ССР и Компартии Казахстана. Писатель шел в ногу со временем, создавая художественную летопись республики, воспевая ее расцвет я трудовые свершения строителей новой жизни.
______________________________________________________________
Каратаев М. Певец народа : К 80-летию со дня рождения С. Муканова. / М. Каратаев // Казахстанская правда. – 6 июня 1980