Третье обращение к Чокану

Опубликован Angela от 16.06.2021 в Новости |

В многочисленной череде культурно значимых мероприятий, которые прошли в области в рамках юбилейных торжеств, посвященных 175-летию со дня рождения нашего земляка, великого казахского ученого-просветителя, географа, этнографа, востоковеда, литературного деятеля, путешественника Чокана Валиханова, значительным событием стала премьера Северо-Казахстанского областного русского театра драмы им. Н. Погодина по пьесе Сабита Муканова, чей 110-летний юбилей достойно отмечался в этом году, -спектакль «Чокан Валиханов».

Новая работа погодинцев, надо заметить, далеко не первое обращение к воссозданию образа великого Чокана на петропавловской сцене. Первый спектакль о жизни выдающегося Человека, Гражданина, Ученого был поставлен в далеком 1957 году. Роль Чокана тогда исполнял молодой актер труппы Геннадий Шарнин, впоследствии сыгравший на родной сцене свыше 160 ролей и удостоившийся высокого звания «Народный артист КазССР». Спектакль, поставленный при поддержке и патронаже автора пьесы — Сабита Муканова, имел большой успех и широкий общественный резонанс, на I Республиканском смотре драматических театров он был удостоен диплома I степени. В год 150-летия великого Чокана театр вновь обращается к его образу — в середине восьмидесятых творческая работа молодого актера Виктора Шалаева покорила не только североказахстанского зрителя, но и взыскательную московскую публику. Вот что писала о гастролях погодинцев на сцене прославленного Малого театра Союза ССР газета «Московская правда»: «Яркий образ Чокана Валиханова в актерской трактовке Виктора Шалаева поразил не столько внешним портретным сходством, сколько целостной выстроенностью, внутренним накалом, которые делают исторический персонаж, созданный Шалаевым, главным среди остальных, а самого актера — центром спектакля».

  И вот-третье обращение театра, спектакль о Чокане, созданный театром XXI века. Чокан — бунтарь, поражающий современников смелостью мыслей, страстностью патриотизма, любящий и любимый. Справедливо замечу, что некоторая часть зрительской аудитории не была готова принять такого откровенно экспрессивного Чокана: кто-то сетовал на неточное прочтение образа, на нарочитость и экзальтированность актера, чрезмерную, на их взгляд, лаконичность сценографии… Мне же была близка точка зрения зрителей, которых вдохновил как новый образ Чокана, так и режиссерско-постановочная новизна подачи драматургического материала, не перегруженного чрезмерным пафосом, ходульным жизнеподобием, ложной патетикой, свойственной эпохе социалистического реализма.

  В этом огромная заслуга режиссера- постановщика — заслуженного артиста РК Виктора Григорьевича Шалаева, художника — заслуженного деятеля искусств РК Сангата Яруллина, музыкального редактора Лидии Штанько, актеров труппы, сумевших создать спектакль «откровенного человеческого наполнения». Сколько жизненной убежденности и убедительности в работе Евгения Патешкина, создавшего образ Чокана Валиханова, как трогательна и удивительно органична в образе любящей, мудрой Зейнеп (матери Чокана) Людмила Шалаева, как колоритны в образах генерала-губернатора Гасфорта и высокопоставленного чиновника Чернышева обладатель Почетного знака «Мәдениет қайраткері» Владимир Шустов и Анатолий Наргеленас, как правдиво эмоциональны молодые актеры — Татьяна Терлецкая, Ярослав Чумак, Алексей Никулин, Владимир Клабуков и другие!

  После премьеры Евгений Патешкин, создавший образ Чокана Валиханова, отвечая на многочисленные вопросы журналистов, заметил:

  — Вы спрашиваете, как рождался образ Чокана? Сложно… Признаюсь откровенно, что когда Виктор Григорьевич объявил труппе о распределении ролей, я даже не сразу понял, что буду играть Чокана. Не скрою, подумал, что это — подарок в актерской судьбе. Со временем я осознал: это — великое испытание… Испытание на мою профессиональную состоятельность, человеческую зрелость. Создание образа личности такого масштаба потребовало колоссальной концентрации энергии, но Виктор Григорьевич с первых репетиций был так убедителен в выборе средств выразительности, что подвести его было просто нельзя. Я вдруг «почувствовал» Чокана — с его уникальным умом и пытливым взглядом, его отношением к жизни, людям. Это не «увидишь» в тексте, это то, что приносит с собой учитель, мастер с его способностью мыслить масштабно — творчески, ярко.

  А я подумала: такие неспокойные, отстаивающие правду жизни, правду театра люди и есть слагаемые на пути к успеху.

Диана КИМ

_____________________________________________________

Ким Д. Третье обращение к Чокану /  Д. Ким // Добрый вечер.- 2010 год.– 3 декабря.- 4 с. 

Copyright © 2010-2024 Сабит Муканов
«Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека имени Сабита Муканова».